Стиль документа Стиль документа - http://doc-style.ru
Поиск по сайту
www.doc-style.ru
Сайт работает совместно с порталом "Культура письменной речи" www.gramma.ru
ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ На главную страницу

ПРАВИЛА КОММУНИКАЦИИ

Фрагмент из книги Белянина В.П., Шкуратовой И.П. «Диалоги о Человеке говорящем и пишущем»
Подробнее о книге

 

Почему надо говорить только то, что нужно, и не более того

И.П.: После того, как мы разобрались с тонкостями обращений к партнеру по общению, можно перейти к правилам коммуникации. Хочу сказать, что когда я узнала, что таковые описаны в прагмалингвистике, я была удивлена, что они не изучаются в психологии. Более того, мне кажется, что такие знания надо давать всем детям в школе наряду с изучением русского языка.
Рассмотрим главный принцип кооперации Г. Грайса. Он звучит так: «Ваш коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Как его можно прокомментировать?

В.П.: Я думаю, что многие теории потому и являются теориями, что их трудно приложить к действительности. Например, Ваша реплика требует согласия с Вами, принятия Вашей цели. А я, может быть, вместо этого хочу продолжить сказанное ранее, или поспорить с Вами, высказать альтернативную точку зрения. И это уже не будет направлено на достижение общей цели.
Конечно, мы можем определить общую цель, сформулировать её, и стремиться придерживаться её. Тогда мы должны каждый раз при отвлечении от темы уметь вернуться назад. Например, друзья едут на пикник, и решили, что будут говорить только о хорошем, отдыхать от проблем. Вдруг один из них говорит: «Кажется, будет плохая погода». С одной стороны, это констатация метеорологического факта, но, с другой стороны, тут есть оценка действительности. Правильнее было бы сказать: «Прогноз был, что после обеда пойдет дождь. Надо захватить зонтики». Это будет уже более конструктивно, и менее пессимистично.
Вопрос тут для меня стоит не столько в нарушении принципа, сколько в том, что делать, когда принцип нарушен. А Грайс ответа на это не даёт. Надо искать выход из конфликтной ситуации каждый раз самим (например, скандалить или смиряться, менять планы или настаивать на своем, обвинять или молчать).

И.П.: Да, Вы правы, готовых рецептов нет. Но давайте все-таки рассмотрим четыре постулата Г. Грайса, которые раскрывают этот принцип. Постулат количества гласит: «Твое высказывание должно содержать не меньше, и не больше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога)». Ф. Ларошфуко сформулировал эту мысль еще изящнее: «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно и не более, чем нужно». Кажется, такое простое требование, но его очень сложно выполнить.
Во-первых, часто сложно оценить, насколько подробно надо отвечать на поставленный вопрос. Мужчины, как правило, недодают информацию в силу немногословности, а женщины дают информацию с избытком, имея склонность задерживаться на мелочах. Во-вторых, представление о достаточности передаваемой информации связано с информированностью собеседника об общем предмете. Например, человек спрашивает у Вас, как пройти к какому-нибудь месту. Если он приезжий ему надо рассказать более детально. Если он местный, то ему достаточно задать нужное направление, чтобы он сориентировался.
А чем грозит избыточность и недостаточность информации в процессе общения для самого процесса коммуникации?

В.П.: Понятие избыточности речевого сообщения – очень важный момент. Любой язык избыточен. Например, словосочетание красивая мебель содержит избыточность в указании женского рода мебели. Мне не нужно знать, какого рода слово «мебель», но мне это навязывается системой языка.
Люди часто сообщают ненужную или неполную информацию, и надо каждый раз останавливать собеседника или переспрашивать по три раза.
- Как пройти к театру?
- Идите прямо, потом налево, потом направо. Там увидите.
Сколько идти прямо, когда свернуть налево, после чего направо? Там – это где? Однажды я спросил дорогу у человека и попытался уточнить: «А какого цвета здание?» Ответ был такой: «Обычного цвета». Меня это удивило. Интересно, что думал человек, когда говорил это? <…..>

И.П.: Ваш пример с людьми, которые плохо объясняют маршрут пути, выводит на проблему эгоцентризма мышления человека, о котором писал Жан Пиаже. Эгоцентризм состоит в том, что человек воспринимает мир только со своей точки зрения и не способен представить, что другие люди воспринимают мир иначе, что у них другая система знаний.
Такому человеку трудно вообразить, что приезжий, впервые оказавшийся в его городе, не ориентируется в нем. Ему кажется, что всем понятно, где сворачивать и куда идти. А если говорить о «болтливых» людях, то, по-моему, эгоцентризм характерен для детей и людей с не очень высоким уровнем интеллекта. Он влияет и на способность человека уловить, что его рассказ уже перестал вызывать интерес у собеседника...

Продолжение - в книге Белянина В.П., Шкуратовой И.П. «Диалоги о Человеке говорящем и пишущем»

 

 

РАЗДЕЛЫ:

ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

НАУЧНЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ВИДЫ ДЕЛОВЫХ БУМАГ

ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО

ПРИМЕРЫ И ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

ВАШИ ВОПРОСЫ

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
При полном или частичном использовании материалов ссылка на doc-style.ru обязательна.
Все права защищены. Copyright © A.Belokurov, 2008-2018 гг.
Администратор
Политика конфиденциальности